Уже написано много статей на тему SEO инструментария. Структура и подача обзоров ограничивается перечислением инструментов, без объяснения, на каком этапе работ и какая задача решается с их помощью.
Я систематизировал инструментарий таким образом, чтобы было понятно, на каком этапе работ и для какой задачи использовать тот или иной сервис.
Получение заявки на продвижение
При поступлении заявки на оптимизацию сайта, SEO специалисту важно оценить возможность его продвижения. Проанализировать конкурентов из ТОПа и сравнить базовые показатели с поступившим проектом.
Для этого мы делаем:
- Подбор 30-50 основных запросов с помощью сервиса wordstat.yandex.ru
- С помощью сервиса engine.seointellect.ru (функция «поиск настоящих конкурентов»), по списку подобранных фраз ищем сайты в ТОП-10, которые встречаются по большему количеству запросов. На этом этапе мы определяем типы сайтов в ТОП-10 и делаем вывод о соответствии клиентского сайта нужному типу.
- Инструментом RDS API собираем базовые показатели конкурентов и поступившего сайта. Анализируем результаты, делаем вывод о возможности продвижения. Дополнительно используем сервисы: megaindex.com с целью выявить тех конкурентов, кто стабильно находится в ТОП-10, а не случайно заскочил с помощью «многорукого бандита»; ahrefs.com для более точной оценки внешних ссылок на сайты.
- В сервисе topvisor.ru проверяем позиции по целевым запросам для клиентского сайта и конкурентов. Получаем детальную картину по каждой ключевой фразе. Владельцам бизнеса интересно сравнить позиции сайта с конкурентами.
Первичная проработка
Сайт в работе. Незамедлительно приступаем к базовой настройке сайта.
- В сервисе webmaster.yandex.ru в первую очередь настраиваем региональность, проверяем наличие компании в справочнике, указываем главное зеркало, добавляем адрес xml карты сайта. Смотрим сообщения о нарушениях на сайте.
- Настраиваем счетчик metrika.yandex.ru, формируем список брендовых запросов (вариации написания компании и адреса сайта). Когда список готов, строим в Метрике отчёт о посещаемости сайта из поисковых систем по небрендовым запросам. В этом вам поможет пошаговое руководство. Зачем нужен этот отчёт? Всё просто! Поисковый трафик может расти благодаря успешной медийной кампании за счёт увеличения брендовых запросов. Наш отчёт позволит оценить вклад SEO в увеличение посещаемости сайта. Единственный минус — его нельзя применить к Google, поскольку тот не отдаёт данные о поисковых запросах в ЯндексМетрику.
- Добавляем сайт в google.ru/webmasters (подтверждаем права для двух версий с www и без). Настраиваем главное зеркало, связываем Search Console с Google Analytics (для передачи данных по запросам в GA), проверяем наличие фильтров, и состояние индексации сайта.
- По аналогии с Яндекс.Справочником, добавляем компанию в Google Мой Бизнес.
Подбор запросов
Следующий важный этап — составление семантического ядра. Количество и качество поискового трафика напрямую зависит от составленной семантики.
Для работы с семантикой мы используем следующие сервисы:
Сбор входных слов/запросов
wordstat.yandex.ru — первичный сбор запросов, расширение базового списка за счет фраз из правой колонки.
Расширение Yandex Wordstat Assistant используется для удобства работы с wordstat.yandex.ru.
Расширение за счет парсинга хвостов входных запросов
KeyCollector — расширение списка запросов за счет парсинга через левую колонку wordstat.yandex.ru. При желании собираем подсказки.
Пробовали базу Пастухова — уходит много времени на сбор и чистку запросов, применяем только в исключительных случаях.
В планах потестировать базу moab.
Расширение за счет парсинга запросов конкурентов
В engine.seointellect.ru ищем конкурентов по базовым запросам. Полученные адреса сайтов загружаем в keys.so и на выходе получаем список ключевых фраз, по которым каждый конкурент отображается в поисковой выдаче. По этому списку сервис находит дополнительные сайты, у которых семантическое ядро совпадает с заданным на входе. Таким образом, мы расширяем список запросов и сайтов конкурентов.
Keys.so является аналогом известных инструментов spywords.ru, semrush.ru или адводка. Его отличие в отсутствии ненужных «наворотов», но при этом база запросов гораздо шире.
Расширение за счет статистики Яндекс.Метрики
Выгружаем из Метрики запросы, по которым уже совершались переходы на сайт.
Чистка запросов
Полученные запросы мы объединяем в общий список и начинаем чистку. Для этого используем тот же KeyCollector, который позволяет:
- удалить однословники и запросы более 7-8 слов (на усмотрение);
- собрать частоту и удалить нулевые запросы;
- совершить чистку по стоп-словам.
Группировка
От качества проделанной группировки запросов зависит полнота вывода сайта в топ. Чтобы правильно кластеризовать запросы, мы узнаём, каким образом поисковые системы группируют эти фразы. Известны сервисы, которые с разной степенью точности группируют запросы, мы используем:
После автоматической группировки остаются фразы, которые не попали ни в одну из групп. Приходится делать догруппировку вручную.
Инструменты и сервисы для ручной группировки:
Дополнительно на этапе сбора информации по запросам используем сервис mutagen.ru для оценки конкуренции по каждому запросу. В дальнейшем рекомендуем считать среднюю конкуренцию по каждой группе фраз, чтобы начинать продвижение с наименее конкурентных групп. В этом случае результат появится быстрее, чем без выстраивания приоритетов.
Внутренняя оптимизация
Составление ТЗ
engine.seointellect.ru
В состав услуги сервиса входит: проверка необходимости SEO текста (Plain text), составление SEO требований к тексту, подготовка задания копирайтеру, проверка корректором. В стоимость входит только написание текста: 200 рублей за 1000 символов.
Этот же сервис мы используем при сборе тематикозадающих терминов, которые повышают релевантность контента.
Написание текста
engine.seointellect.ru или turbotext.ru. В основном, мы заказываем контент на Турботексте. Раньше использовали биржу etxt.ru. Кстати, именно её использует Engine Seointellect для написания текстов по своим требованиям.
Постпроверка
Готовый текст проверяем на соответствие техническому заданию.
- orfogrammka.ru проверка орфографиеских, грамматиеских и других ошибок.
- Etxt антиплагиат используем для проверки уникальности текста.
- pr-cy.ru/zypfa/ проводит анализ Ципфа, при необходимости используем для проверки естественности текста.
- Advego семантический анализ текста позволяет посчитать количество слов, «воду» в тексте, академическую тошноту и другие полезные параметры.
- Главред укажет на стилистические ошибки и словесный мусор.
Внутренняя перелинковка
Page weight Desktop показывает распределение весов по типам страниц и по конкретным страницам на сайте. Помогает сформировать внутреннюю структуру ссылок на сайте, акцентируя вес на продвигаемых страницах.
Технический аудит
- Xenu ищет на сайте битые ссылки. Это единственный инструмент, который делает удобную выгрузку результатов, с указанием на какой странице стоят битые ссылки и куда они ведут.
- Валидатор w3.org сервис проверки валидности вёрстки.
- Проверку ответов сервера на различные типы несуществующих страниц проводим в Яндекс Вебмастере или bertal.ru.
- Page weight используем для поиска исходящих внешних ссылок.
- Netpeak Spider, Screaming Frog сканирование сайта, с целью поиска дублей или отсутствия тегов title, description, h1 и других, для поиска страниц с некорректным ответом сервера.
- xml-sitemaps.com до внедрения автоматиеской генерации xml карты сайта, мы генерируем её с помощью этого сервиса.
Поиск дублей страниц
Для поиска дублей страниц мы используем программу Page Weight, которая позволяет во время сканирования сайта обнаружить дубли, не закрытые в robots.txt.
Хорошо помогает Google Search Console, где в разделе «Оптимизация HTML» отображаются страницы с дублированными title, description, keywords, попавшие в индекс Google.
Скорость загрузки страниц
В разделе сканирования сайта в Google Search Console отображается диаграмма со средним временем загрузки страниц. Скорость загрузки не должна превышать 1 секунду.
Проверка адаптивности
Мы используем:
- инструмент «Проверка мобильных страниц» в Яндекс.Вебмастере.
- сервис от Google.
Внешняя оптимизация
Аренда ссылок
- Sape — основная биржа ссылок, которую мы используем. Перепробовали много других, остановились на ней из-за обширной базы доноров и большого количества параметров фильтрации.
- Плагин wink для Mozilla используем для постфильтрации ссылок, а также для проверки ссылок, купленных в других биржах. Плагин применяем для ежемесячного контроля качества ссылок.
Покупка вечных ссылок
Miralinks долгое время использовали преимущественно эту биржу, но после Минусинска ограничиваем его использование, так как Яндекс очевидно распознает ссылки как покупные, а снимать ссылки при необходимости здесь труднее.
Периодически использовали и иногда подключаем Gogetlinks, Rotapost, b2blogger, и планируем протестировать покупку крауд-ссылок с помощью сервиса Referr.
Анализ ссылок
- Megaindex проверяет количество и распределение анкоров ссылок у конкурентов по топу.
- Ahrefs использовали пока не появился нужный для нас функционал у мегаиндекс.
Ежемесячная поддержка
Мониторинг сохранности важных параметров
- ping-admin.ru используем для измерения аптайма сервера, доступности продвигаемых страниц и сохранности содержимого служебного файла robots.txt.
- Topvisor используем для сбора позиций по запросам, мониторинга индексации целевых страниц и сохранности важных зон продвигаемых страниц.
- text.ru используем для мониторинга уникальности продвигаемых страниц по каждому проекту.
Составление отчетов
Google Документы используем для ведения личных кабинетов клиентов, хранения чек-листов и других документов, в нем же составляем отчеты по продвижению. Если клиенту нужен визуально красивый отчёт, оформляем его в infogram. Пробовали использовать seoreports, но он, увы, не прижился.
Дополнительные сервисы
- host4biz здесь берём прокси для кейколлектора.
- anti-captcha.com обход капчи для кейколлектора, etxt антиплагиата и других сервисов при необходимости.
- RDS BAR экспресс проверка основных параметров любого сайта.
- Плагином liveinternet смотрим посещаемость конкурентов, если есть данные.
- SimilarWeb анализ посещаемости, поведенческих метрик и других параметров конкурентов.
- Компания semantica.online совершает полный цикл работ по формированию семантического ядра для информационных сайтов. Ключевые фразы собирают из всевозможных баз, агрегаторов и прочих источников. Сами проводят чистку и группировку запросов.
- just-magic.org мощный и дорогой сервис по работе с семантикой и текстами.